Защита прав потребителей при возврате товара
Развитие торговли и культуры потребления имеет обратную сторону – неудовлетворенность пользователей или изменение намерений после совершения покупки. Возможность сдать не понравившийся или бракованный товар предусмотрена российским законодательством. Статьи 8 и 25 закона «О защите прав потребителей» описывают порядок и особенности возврата товара надлежащего и ненадлежащего качества. Правовое регулирование данного вопроса позволяет покупателям защищать себя при неправомерных действиях продавца или поставщика, добиваясь обмена, ремонта товара или получения денежной компенсации.
Возврат в законе «О защите прав потребителей»
Независимо от состояния товара, в каждой из указанных статей закона «О защите прав потребителей» описан ряд общих моментов, относящихся к защите покупателя:
выбор предпочтительного решения остается за покупателем: возврат, частичная компенсация, равноценная замена или обмен с перерасчетом, ремонт;
заявления отправляются одному из уполномоченных адресатов: продавцу, импортеру, производителю.
Отличия в законе «О защите прав потребителей» относятся к состоянию товара, который покупатель собирается вернуть:
статья 25 – надлежащего.
В первом случае учитываются недостатки продукции, выявленные потребителем на этапе пользования товаром. Недостатки – то, что не оговорено продавцом. Потребитель вправе требовать аналогичной замены, проведения ремонта за счет виновной стороны, замены на другое изделие с перерасчетом в большую или меньшую сторону, компенсацию сопутствующих расходов. Например, перевозка такой продукции должна осуществляться силами уполномоченной организации. Если покупатель взял расходы на себя, то он имеет право включить сумму в заявление на возврат.
Во второй статье описывается порядок возврата, связанный с изменением намерений покупателем по ряду причин: не подошел цвет, размер, форма, фасон, цветовая схема, комплектация. Ключевое условие – товар не был в употреблении, что подтверждается сохранением его первоначального состояния. Заявление необходимо подать не позднее 14 дней с момента покупки, не считая дня продажи.
Какие товары и в какие сроки можно вернуть по закону
Защита прав потребителей при осуществлении возврата средств
Первое решение, которое предлагают продавцы – обмен на аналогичный товар. Это связано с коммерческой деятельностью предприятий, не желающих терять часть прибыли. Иные варианты: ремонт, замена на другое изделие с соответствующим перерасчетом стоимости.
В статье 18 закона «О защите прав потребителей» отдельно оговаривается порядок обработки случаев возврата сложных технических устройств. Особенность заключается в возможности предоставления замены на период ремонта, а если указанный временной промежуток превышает ежегодно 15 суток, то продавец обязан удовлетворить требования о возврате. Особенности возврата товаров надлежащего качества – отсутствие такой возможности для утвержденного списка категорий:
косметические;
ювелирные;
книжная продукция;
нижнее белье;
отпускаемые по метражу;
пластиковая посуда;
бытовая химия;
разобранная мебель;
оружие;
животные.
Срок рассмотрения заявления – 10 дней с момента получения. Рекомендуется составлять 2 экземпляра, чтобы на одном из них получить отметку о принятии обращения в обработку. Действующий уже более 20 лет закон «О защите прав потребителей» открывает перед покупателями возможности к осуществлению возврата средств за не подошедшую покупку или за некачественные товары.