Возврат товара по закону


Юрист, как лечащий врач — должен быть высшей категории!

Что говорит Закон?

Большинство потребителей, приобретая товар в магазине, искренне верят в законность объявления «товар не обменивается» и не предъявляют претензий в случае обнаружения брака. И напрасно. На основании действующего ФЗ о защите прав потребителей, возврат товаров детально прописан в описании прав и обязанностей сторон. Юристы руководствуются ФЗ №2300-1 от 07.02.1992 г. с учетом правок, внесенных в 2015 г. Урегулирование споров между продавцом и покупателем зачастую заканчивается обменом товара на качественный и работоспособный либо возвращением финансовых средств, затраченных на покупку (при желании покупателя). Закон гласит, что возвращать товары можно не только при обнаружении брака, но даже если они просто не удовлетворяют потребностям. Однако существует целый ряд товаров, который действительно нельзя возвращать, но это не снимает с продавца ответственности за их качество.

Как осуществляется возврат денег за товар

Чтобы получить возврат денег за товар ненадлежащего качества, желательно не откладывать обращение к продавцу. Как правило, если у покупателя в наличии имеется квитанция либо чек, и он обратился в течение 2 недель со дня покупки, то проблем не возникает. В большинстве случаев представители торговых точек идут навстречу даже по устному требованию. По правилам нужно следовать алгоритму:

  • Собрать документы, имеющие отношение к покупке (ордер либо накладную, чек, а также квитанцию и гарантию).
  • Взять паспорт.
  • Уложить товар в коробку, в которой был куплен.
  • Составить претензию в письменном виде (2 экземпляра) на имя руководителя торговой точки с объяснением, когда и где произошел инцидент, в чем суть проблемы. Нужно поставить подпись и текущую дату, описать прилагаемые документы.
  • Посетить магазин, где был приобретен товар, объяснить персоналу суть претензии и попробовать вернуть либо заменить покупку. Если получен отказ, тогда вручить составленную претензию, получив обязательно подпись о ее получении.
  • Через 10 дней посетить торговую точку, чтобы уточнить, есть ли ответ на претензию. Если дело не движется, обратиться в суд. Право подавать иск в суд регламентируется Законом РФ № 2300-I (ст. 17, п. 1).

Что касается возврата денег за товары, закон о потребителях гласит, что продавец обязан возместить ущерб, полученный в связи с выявленными недостатками продукции. Своими действиями покупатель отказывается от условий договора покупки и продажи, настаивая на возврате уплаченной за негодный товар суммы. Когда продукция не имеет дефектов, но покупатель не доволен ею по каким-либо причинам, то претендовать на денежную компенсацию он может только в случае, когда обмен становится невозможным ввиду отсутствия в магазине аналогичных товаров. Это правило диктуется Законом 2300-1-ФЗ (ст. 25, п. 2). После этого возврат денег за бракованный товар должен состояться в течение 3 дней.

Допустимый срок возврата денег

Говоря про срок возврата денег за товар, нужно учитывать сразу несколько действующих нормативов. В статье № 25 (п. 1) указывается, что покупателю разрешено вернуть некачественные вещи в течение 2 недель со дня покупки. Те же сроки приводятся в ст. № 502 ГК РФ. Когда вещь сломалась, проявились дефекты, вернуть ее можно в течение указанного в паспорте срока гарантии (если он предусмотрен), а также в течение 2 лет с момента покупки. Исключением являются технически сложные товары. К сложным техническим устройствам относят мобильные телефоны, мониторы, навигаторы, телевизоры, компьютеры, холодильники и посудомоечные машины, а также транспорт с двигателем. Для их возврата предусмотрен срок в 15 дней со дня покупки.

По окончании указанного в законе срока претензия покупателя может быть обоснованной в 1 из 3 случаев:

  • Если покупатель обращался к продавцу для устранения дефектов товара, но ремонт в оговоренные сроки не состоялся.
  • Если товар нельзя применять в течение 30 дней (в совокупности) из определенного временного промежутка (1 год) в связи с частыми ремонтами.
  • Если в ходе аккуратного пользования в предмете обнаружился дефект в конструкции.

Качество товара, который возвращается в магазин, проверяется на месте на глазах у покупателя. Если продавец не согласен с выставленной претензией и относит ее к необоснованным, он вправе сделать экспертизу за свой счет. Если по результатам проверки выяснится, что причина дефектов — неаккуратное обращение потребителя, то оплату экспертизы возмещает покупатель.

Реализация прав потребителей на деле

Чтобы применять в жизни актуальные законы о защите прав потребителя (обмен товара, возврат средств), нужно учитывать, что все товары делятся на 2 категории по качеству (надлежащему и ненадлежащему). Как упоминалось выше, возврат осуществляется по правилам в оговоренные законом сроки. Если проблем с качеством нет, но покупка не подходит по размеру либо цвету, по комплектации и другим характеристикам, нужно сослаться на закон о защите прав потребителей и возврат товара наметить в положенный срок.

Потребителю разрешено на законных основаниях вернуть и обменять товар непродовольственной группы в течение 14 дней с момента покупки. Чтобы иметь право на такое действие, желательно сохранить упаковку, ярлыки и этикетки. Также нужно убедиться, что товар не состоит в списке тех, которые не подлежат возврату. Желательно предъявить чек либо иной документ, способный подтвердить оплату за товар. Но если таковой не сохранился, это не может служить причиной для отказа в замене товара либо возврате денег. Предусмотрены разные варианты выхода из ситуации: покупатель может заменить товар аналогичным, а если нет аналогов — другим с доплатой или возвратом части денег. Всегда остается возможность затребовать возврат денег в полном объеме.

Порядок действий

От того, в какой именно торговой точке был куплен продукт, зависит, какой срок возврата денег за товар предусмотрен законом. Для стандартных торговых точек срок равен 3 дням, а для интернет-магазинов предусмотрен другой порядок. Покупатель может отказаться от товара до момента получения в любое время, а также в течение 7 дней с момента получения. Если продавец не озвучил конкретные правила, то срок пролонгируется до 3 месяцев.

Согласно законам о защите прав потребителей, возврат товаров осуществляется по простой схеме. Покупатель приходит в торговую точку, где покупал товар, предъявляет чек и продукцию менеджеру, озвучив требования. Если менеджер отказывается взять обратно или обменять товар, составляется претензия, где будут проставлены подписи покупателя и продавца. Если и после составления претензии покупателю отказывают, закон о возврате денег за товары позволяет покупателю обратиться в судебную инстанцию. В дополнение к компенсации за купленный продукт, смело можно рассчитывать на возмещение морального ущерба, связанное с необоснованным отказом в обслуживании.

Когда нет смысла
обращаться в магазин?

Собираясь вернуть деньги за товары, нужно убедиться, что они не входят в список тех, для которых такая процедура не предусмотрена законом. Среди такой продукции числятся лекарства, предметы личной гигиены, пищевые продукты и некоторые другие категории. Полный перечень можно найти в постановлении Правительства (в редакции от 2015 г.). Согласно новой редакции закона о защите прав потребителей, возврата денег не стоит ждать в отношении таких товаров, как:

  • парфюмерия и предметы гигиены;
  • материалы для отделки помещений (ковролин, обои, ламинат, линолеум, кафель и пр.);
  • текстиль (шерстяные, хлопчатобумажные, синтетические и другие ткани);
  • кабельная продукция (провода, шнуры и пр.);
  • продукты питания;
  • медикаменты;
  • оружие;
  • мебель;
  • продукты химической промышленности;
  • печатные издания;
  • растения, животные;
  • ювелирные изделия.

Рынок продуктов непродовольственных товаров становится все обширнее, и граждане РФ покупают товары за наличные и в кредит. Не каждая покупка, к сожалению, приносит желаемое удовлетворение, поэтому всегда нужно знать, что у покупателя есть законные права обменять товар либо вернуть затраченные деньги, если соблюдены все правила возврата. Юристы «Форсайт» обладают богатым практическим опытом защиты потребителей и помогут отстоять права в досудебном порядке и во время разбирательства, если оно состоится. Звоните, чтобы записаться на бесплатную консультацию.

Спасибо за обращение в нашу компанию, мы свяжемся с вами в ближайшее время
записаться на бесплатную консультацию
Физическое лицо Юридическое лицо

Нажимая кнопку «ОТПРАВИТЬ» вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности, условиями хранения и обработки персональных данных.

срочный вопрос

Нажимая кнопку «ОТПРАВИТЬ», вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности, условиями хранения и обработки персональных данных.