Форсайт

Расторжение контракта СВО лицам не получившим гражданство РФ

В связи с тем, что законодательство в сфере военной службы оперативно адаптируется к условиям проведения специальной военной операции, в правоприменительной практике отсутствует системность в традиционном понимании. На практике могут возникать специальные нормы при отсутствии общих положений, что приводит к применению прецедентного принципа. Это усложняет работу в данной сфере.
Относительно иностранных граждан, не являющихся гражданами Российской Федерации, сложилась следующая ситуация.
Согласно пункту 12 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (в редакции от 26 февраля 2024 года), по истечении срока первого контракта военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, подлежат увольнению с военной службы на основаниях и в порядке, определённых Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы.
Аналогичное положение закреплено в статье 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ.
Возникает вопрос о применении Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» к иностранным гражданам в части продления контрактов.
Анализ Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» показывает, что иностранные граждане не подлежат призыву на военную службу (альтернативную гражданскую службу) (часть 1 статьи 15).
Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в системной интерпретации указывает, что мобилизационные мероприятия распространяются на граждан Российской Федерации, включая норму о продолжении военной службы военнослужащими, которая закреплена в пункте 5 статьи 17 и называется «призыв граждан на военную службу по мобилизации».
Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ определяет, что в период мобилизации, военного положения и военного времени воинская обязанность граждан регулируется федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и включает в себя призыв на военную службу по мобилизации, прохождение военной службы в период мобилизации, военного положения и военного времени.
Таким образом, на основании системного анализа вышеуказанных нормативных актов можно сделать вывод, что Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» не распространяется на иностранных граждан, в том числе в части продления военной службы после окончания срока контракта.
Этот вывод также подтверждается Указом Президента Российской Федерации от 4 января 2024 года № 10 «О приёме в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или воинских формированиях, и членов их семей», где косвенно указывается на прекращение военной службы по окончании первого контракта с иностранным гражданином.
Пункт 1 данного Указа устанавливает, что с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 16 Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» без соблюдения требований, предусмотренных пунктами 1–4 части 1 статьи 15 указанного Федерального закона, вправе обратиться:
  • а) иностранные граждане, заключившие в период специальной военной операции контракт о прохождении военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или воинских формированиях либо проходящие военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации или воинских формированиях в период специальной военной операции;
  • б) иностранные граждане, уволенные с военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или воинских формированиях в период специальной военной операции на основании подпунктов «а»–«г» и «о» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • в) супруги, дети (в том числе усыновлённые и удочерённые) и родители иностранных граждан, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.
Вывод: на основании системного толкования законодательства при отсутствии чёткого регулирования военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами и не имеющие гражданства Российской Федерации, должны быть уволены по окончании срока контракта.
В связи с отсутствием судебной практики по данному вопросу и значимостью правоприменительной практики, внутренних разъяснений и т. п., возможны проблемы в данной сфере. В случае возникновения спорных ситуаций рекомендуется обращаться с жалобой в органы военной прокуратуры. При отрицательном результате необходимо обращаться в порядке административного судопроизводства в военные суды.
Следует отметить, что на данный момент судебная практика по данному вопросу была проделана юристами ООО "Форсайт" с вынесением положительного решения в отношении гражданина Белоруссии.
2025-11-01 20:14 СВО