Неправомерный перевод средств пенсионных накоплений
С того момента, как негосударственные пенсионные фонды (НПФ) вышли на рынок, появилась такая проблема, как неправомерный перевод средств пенсионных накоплений.
Законодатели регулярно ужесточают условия работы НПФ, так в 2014 году была отменена возможность подачи заявлений о переводе средств накопительной части пенсии через негосударственные пенсионные фонды и кредитные организации, в 2017 году отменена подача заявлений в электронной форме через удостоверяющие центры, а с 2019 года отменена подача заявлений по почте, через курьера и МФЦ. Теперь перевести свои накопления в НПФ можно лишь лично обратившись в территориальный орган ПФР или подав заявление через единый портал госуслуг, при наличии усиленной квалифицированной цифровой подписи. Но как показывает практика этих мер недостаточно.
Как правило, люди случайным образом узнают, что накопительная часть их пенсии переведена в негосударственный пенсионный фонд без их ведома и распоряжения. Заключённый недобросовестными агентами договор об обязательном пенсионном страховании и заявление о досрочном переходе в НПФ, приводит к потере инвестиционных накоплений с момента последней пятилетней фиксации. По закону они останутся у прежнего страховщика. Так же, на лицо факт незаконного получения и использования персональных данных.
Существует риск утраты всех накоплений, так как подобные НПФ существуют, как правило, лишь на бумаге. Располагаются они обычно в отдалённом от Вас регионе, а к телефону, указанному на сайте организации, никто не подходит.
Если Вы столкнулись с такой проблемой крайне важно действовать быстро и правильно. В первую очередь следует письменно обратиться в территориальный орган ПФР или в электронной форме на сайте ПФР. В ответ отделение ПФР даст письменное пояснение, запросит у территориального органа ПФР, на территории которого были поданы документы, и предоставит Вам копии заявления и договора об обязательном пенсионном страховании. Ваше обращение о переводе средств пенсионных накоплений без вашего ведома будет направлено в органы полиции для выяснения факта неправомерных действий.
Единственно возможный способ вернуть ваши накопления – это признание в судебном порядке договора с НПФ недействительным. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" гласит, что при наличии решения суда о признании договора недействительным, недобросовестный НПФ в течение 30 дней обязан перевести предыдущему пенсионному фонду полученные средства пенсионных накоплений, инвестиционный доход, не учтённый на момент перевода ему указанных средств, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, сумма которых определится в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
На практике возврату средств предшествуют долгие хождения по инстанциям, написание разного рода заявлений и пояснений, а также, часто приходится неоднократно обращаться устно и письменно в службу судебных приставов. Чтобы избежать лишних проволочек стоит обратиться к профессиональному юристу. Он поможет правильно составить заявления и иск в суд, построить конструктивный диалог со специалистами служб задействованных в процессе возврата ваших денег.
Конечно, такую неприятную ситуацию лучше предупредить. Для этого бережно относитесь к своим персональным данным. Не сообщайте их лицам и организациям, не вызывающим у Вас доверия, а также, тем чью личность и полномочия невозможно подтвердить в момент передачи данных. Поскольку, для оформления с НПФ договора об обязательном пенсионном страховании и оформлении заявления для перевода средств, необходимо знать только страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и Ф.И.О. гражданина, следите за тем чтобы ваши данные не стали общедоступными. Так же, стоит регулярно проверять информацию о действующем страховщике.
Чтобы проверить объём и место нахождение средств пенсионных накоплений можно запросить выписку в региональном пенсионном фонде или через личный кабинет на портале «Госуслуги».